+7(922) 100-71-33

О компании Каталог программ Клиенты Наша команда Отзывы Контакты Статьи Фотогалерея

Статьи

АВТОР: Галина Овчинникова, директор консалтинговой компании «Активное Сотрудничество & Студия Тренинга Овчинниковой», консультант-психолог, бизнес-тренер.

Ограничения личной эффективности руководителя: где лежит и что делать?

"Только изменив собственный способ мышления и взаимодействия с другими,
можно изменить политику и практику управления".

Часто решения управленческих задач очень похожи на головоломки. Некоторые из них напоминают такие, где нужно из огромного количества переплетенных лесок от нескольких удочек найти ту, на конце которой болтается рыба. При решении этой головоломки можно искать ответ последовательно, прослеживая направление лески от каждой из удочек, что в конце концов позволит отсеять неудачных рыбаков и найти того, на чью наживку попалась и трепещет рыба, как зримый результат удачи и мастерства рыбака. Но можно использовать другой подход - идти от столь желанного для рыбака результата, т.е. рыбы, и найти того, кто оказался столь эффективным на фоне остальных менее успешных "коллег". После этого можно выяснить, что позволило ему достичь такого результата, или узнать что не догадались сделать другие чтобы… Кстати этот прием значительно ускоряет решение головоломки.

Для ответа на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, не будем искать и перечислять все возможные причины, ограничивающие личную эффективность руководителей. Предлагаю пойти с другого конца, с того, где уже достигнут и возбуждает чувство гордости и восторга результат эффективных действий руководителя - устойчиво успешно действующая на рынке, стабильно развивающаяся, высокодоходная организация.

Попробуем определить, какой вклад вносит руководитель для достижения такого организационного результата. И где та невидимая разница, которая позволяет одним руководителям витруозно достигать все новых высот, а другим, увы, изо дня в день решать одни и те же проблемы.

Убеждены (и практика нашей работы это подтверждает): сегодня успешна и эффективна только та организация, руководителю которой удается одновременно обеспечивать ее устойчивость и развитие. За счет чего это достигается?

Для наглядности обратимся к модели, которая, на мой взгляд, как нельзя лучше отражает составляющие эффективности руководителя современной организации. (См. рис.). Два первых треугольника: "лидер" и "руководитель" - символизируют два значимых уровня влияния на устойчивость и развитие организации: уровень лидерства и уровень управления.

 

 


Цель лидерского уровня влияния прогрессивна и инновационна - изменение и развитие организации. Цель управленческого уровня влияния консервативна - устойчивость и стабильность организации. Очевидно, что они противоречивы по сути. Но совместно они образуют управленческую манаду - целостность, которая позволяет осуществлять принцип "стабильность системы возможна только через изменения и развитие". Целостность, которая незримо создается и поддерживается незаурядными личностными качествами людей, возглавляющими организацию.

Что из этого следует? Профессиональная успешность и эффективность руководителя определяется тремя составляющими: уровнем управленческой компетенции, уровнем лидерской компетенции и его индивидуальными (личностно-психологическими) особенностями. Рассмотрим подробнее каждый из вышеперечисленных факторов и обозначим точки, к которым руководитель должен приложить управляющее воздействие для достижения организационных целей.

1. Лидерская компетенция - это знания и навыки, которые позволяют руководителю управлять будущим, осуществлять перемены и вдохновлять сотрудников.

Управление будущим - видение будущего. Лидер должен обладать воображением, чтобы увидеть и передать другим четкий, яркий, эмоционально окрашенный образ будущего организации. Он должен уметь определить глобальные цели и указать направление движения в будущее.
Инициирование и осуществление изменений. Для этого у лидера должны быть стремление и готовность к инновациям для повышения результативности и эффективности деятельности организации. В подтверждение неоспоримого бизнес трюизма - банальности: "сегодня, чтобы бизнес стоял на месте, нужно очень быстро бежать". Инициирование и внедрение перемен требуют от лидера высокой креативности, способности отказаться от привычного, шаблонного типа мышления, смелости и воли.

Вдохновение людей. Лидеру необходима способность пробуждать у персонала желание участвовать в изменениях, заражать их верой в возможность достижения целей, совершение изменений. Он должен уметь вселять в людей уверенность в позитивности происходящих процессов. Иметь ясную систему ценностей и действовать в соответствии с ней.

2. Управленческая компетенция - те знания и навыки, которые позволяют руководителю успешно и эффективно осуществлять влияние на уровне управления системой, процессами и персоналом для достижения целей организации (системы).

Управление системой. Развитие и существование организации как системы определяется ее миссией, главной целью и стратегией. Именно этим задаются рамки, в которых любое управленческое решение проверяется на соответствие миссии и целесообразность.

Управление процессами. Управленческая деятельность руководителя направленная, на достижение поставленных задач и достижение результатов в рамках существующей структуры, управленческих и производственных технологий.

Управление людьми. Одна из сложнейших и важнейших задач, стоящих перед руководителем. Ее цель сделать максимально производительными специальные знания и навыки каждого сотрудника организации. И эта деятельность руководителя так же регламентирована рамками производственных задач, должностными инструкциями, устоявшимися производственными и управленческими технологиями, уровнем компетенции персонала.

Хорошо видно, что вся деятельность на уровне управления направлена на достижение стабильности системы за счет структурирования и регламентирования процессов и взаимоотношений как внутри системы, так и за ее пределами.

Таким образом, эффективный лидер любого уровня должен гармонично совмещать в себе эти тенденции: консервативную - управления и инновационную - лидерскую, а так же уметь увидеть проблемы с различных точек зрения и иметь сбалансированный многогранный, целостный взгляд на все.

Слабость по одной из этих составляющих может быть препятствием функционирования и развития организации. Недостаток лидерской компетенции проявляется как "увязание" в рутине решения сегодняшних проблем, невидение, непонимание и неумение увидеть то, что будет с организацией завтра. А признаки слабости управленческой компетентности - это недостаточность структурированности, порядка внутри организации. Понимания сотрудниками сфер их полномочий и ответственности. Наличие участков работы, за которые никто не отвечает.

Лидерская и управленческая компетенции являются важными, необходимыми, но не достаточными составляющими профессиональной успешности руководителя.

3. Личностно-психологические особенности руководителя.

Значительное, если не доминирующее влияние на эффективность руководителя оказывают его личностно-психологические особенности. К ним можно отнести его характер, темперамент, способности, самооценку, тип мышления, установки (как развивающие, так и ограничивающие) и ключевые ценности.

Остановимся подробнее на типе мышления, на том способе структурирования проблем и выработки решений, который присущ каждому руководителю. Поскольку, как показывают наши исследования, именно тип мышления руководителя является на сегодняшний день, как ресурсом, так и существенным ограничением развития организации. Поясню почему.

В психологии традиционно различают рационально-логическое (левополушарное) и интуитивное, образно-чувственное (правополушарное) мышление. Очевидно, что для успешного руководства организацией, в которой одномоментно присутствуют различные типы проблем (как типичные, так и нестандартные), руководителю необходимо использовать для их решения различные типы мышления.

Однако очевидность рассуждений и моделей не всегда соответствует практике. На практике традиционный, рационально - логический (левополушарный) подход к решению возникающих вопросов является доминирующим. Большая часть программ обучения развивает левополушарные функции, сдвигает мышление человека в сторону логики, чисел, анализа, формируя стремление к поиску одного "правильного" решения. И он (левополушарный подход) все чаще не позволяет принимать оптимальные решения. Принимаются решение вроде бы логично выверенные и последовательные, но, увы, неэффективные. Попробуем разобраться из-за чего это происходит.

Сегодняшний бизнес характеризуется высоким уровнем неопределенности. Часто возникают ситуации, когда для принятия оптимального или наилучшего решения не достает информации или времени. Или наоборот существует избыток противоречивой, разноплановой информации. В таких-то ситуациях и дает сбой присущий многим руководителям традиционный тип мышления, который характеризуется как рациональное, линейно-последовательное, контролирующее, консервативно-шаблонное, однозначно-категоричное, нацеленное на поиск очевидного, привычного, правильного варианта решения проблемы.

При недостатке или избытке информации аналитическая функция левого полушария может быть блокирована, что приводит к принятию ошибочных решений, цена которых может быть значительной. Данные исследований говорят о том, что в 90 гг поток информации доступной человечеству удваивался каждые 5 лет, к 2000 г. удвоение доступной информации происходит каждые 1,5 года, а к 2020 г. этот срок сократится до 73 дней. Уже сегодня практически каждый человек ощущает на себе последствия этого информационного цунами. Одним из симптомов синдрома информационной перегрузки является снижение или паралич аналитической функции мозга и, как следствие ошибки в принятии значимых решений.

При этом происходит подавление или атрофия (из-за невостребованности) способностей правого полушария. Рационально-прагматичный, утративший контакт со своими чувствами и интуицией руководитель может быть эффективен ситуативно, но все чаще то, что он привык считать своим ресурсом, становится его основным ограничением, как при решении конкретных задач, так и при взаимодействии с людьми.

Сам собой напрашивается вывод. Для результативного и эффективного решения возникающих проблем (при существующем в бизнесе и мире уровне неопределенности) руководителям необходимо формировать навыки мышления полного спектра. Такой тип мышления позволяет значительно повысить эффективность мыслительного процесса руководителя.

Мышление полного спектра базируется на использовании традиционного рационально-логического (левополушарного) и интуитивного, образно-чувственного, инновационного, бросающего вызов стереотипам и шаблонам (правополушарного) мышления. Способность использовать творческие возможности правого полушария, позволяет эффективно работать с большим количеством разноплановой информации, значительно улучшает возможности памяти и способность находить новые, нестандартные, многовариантные способы решения как, привычных так и новых "девственных" проблем в организации.

Поэтому для повышения личной эффективности руководителя задача развития навыков мышления полного спектра выходит на одно из первых мест. Это позволит эффективно решать задачи как лидерского, так и управленческого уровня.

Повышать и развивать навыки мышления полного спектра можно самостоятельно, используя книги таких известных специалистов как Эдвард Де Боно, Тони Бьюзена и других авторов. Но, как показывает наша практика, обучение в группах бывает более успешным, а результаты - долгосрочными.

Если Вы осознали наличие собственных ограничений и поставили цель повышения личной эффективности, то Вы достигните ее и вполне будете соответствовать определению эффективного менеджера ХХI века, которое дал Форрестер в книге "Новая конструкция корпорации". По его мнению, менеджер нового века - это менеджер, который научился думать лучшим способом. Он хорошо подготовлен профессионально, знает чего хочет, твердо стоит ногами на Земле, используя возможности левого полушария, когда это необходимо и при этом умеет использовать неограниченные возможности интуиции, воображения и творческую силу правого полушария.

Кстати, любите ли вы решать головоломки? И делаете это почти ежедневно? Поздравляю. Значит, вы систематически тренируете функции правого полушария, т.е. уже начали движение к овладению возможностями мышления полного спектра. Желаю успеха!